Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы в виде таблицы

Заполните таблицу дифференциальной диагностики бронхиальной астмы с другими заболеваниями

Заболевание Критерий Бронхиальная астма Хронический бронхит Пневмония Бронхиолит
Возраст больного
Начало
Течение
Основные клинические проявления:
Температура
Наличие одышки, ее характер
Вынужденное положение
Состояние грудной клетки
Перкуторно
Пальпаторно
Аускультативно
Картина крови
Микроскопия мокроты
Рентген-ая картина

8. Составьте алгоритм неотложной терапии при приступе бронхиальной астмы***.

9. Заполните таблицу ступенчатой терапии бронхиальной астмы.

Течение: Ступень 1 Ступень 2 Ступень 3
Легкое Среднетяжелое Тяжелое
Базисная терапия (направлена на предотвращение приступа)
Противовоспали-тельная
Бронходилята-торы длительного применения

10. Перечислите меры первичной и вторичной профилактики бронхиальной астмы.

11. Выпишите рецепты:

В) эуфиллин в растворе для в/в введения

12. Решите тесты для самопроверки знаний:

1. Какой тип аллергической реакции характерен для атопической формы бронхиальной астмы:

а) I тип (немедленный)

б) II тип (цитотоксический)

в) IV тип (замедленный)

2. При раздражении β2-адренорецепторов бронхов:

в) не изменяются

3. Приступный период бронхиальной астмы характеризуется:

б) свистящими хрипами

г) вынужденным положением тела

д) экспираторной одышкой

ж) чувством страха

з) мучительным сухим кашлем

и) откашливанием мокроты

4. В послеприступном периоде бронхиальной астмы в комплексном лечении назначают:

а) гипоаллергенную диету

г) массаж грудной клетки

ж) специфическую гипосенсибилизацию

5. Возбуждающее влияние на тонус бронхиального дерева оказывают системы: –

6.Наиболее высокая реактивность бронхов наблюдается:

а) в 4-6 часов утра

7. Возможные осложнения во время приступа бронхиальной астмы это:

а) деформация грудной клетки

б) ателектаз легких

г) подкожная эмфизема

д) хроническое легочное сердце

е) острая сердечная недостаточность

ж) асфиктический синдром

8. Для стадии декомпенсации астматическго состояния характерны:

а) потеря сознания

б) большое количество сухих и влажных хрипов

в) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах

е) острая сердечная недостаточность

з) диффузный цианоз кожи и слизистых

9. Для снятия приступа бронхиальной астмы применяют:

10. Астматическое состояние — это приступ бронхиальной астмы, длящийся более________ часов.

Эталоны ответов:

1. — а 2. — а 3. – б, г, д, ж, з 4. –а, б, г,ж, з 5. –а, в
6 -а 7- б,г,е,ж 8- б,д,е,ж 9-б,г 10 — 6

Тема:

«Острая ревматическая лихорадка у детей».

Базовые знания:

1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.

3. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детей.

4. Основные патоморфологические изменения при ревматизме.

5. Диагностические критерии степеней недостаточности кровообращения.

Студент должен знать: Рекомендуемая литература.
ü основные вопросы этиологии и патогенеза ревматизма, предрасполагающие факторы, ведущие к нарушению иммуногенеза; ü морфологические изменения соединительной ткани при ревматизме; ü особенности течения ревматизма у детей; ü клинические, лабораторные и инструментально-графические диагностические критерии ревматизма; ü классификацию ревматизма; ü основные принципы лечения и профилактики ревматизма у детей; 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Лекции по педиатрии. Пособие для студентов медицинских вузов п/ред. М.В.Эрман. СПб «Фолиант» 2001г. 4. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров’я, 1984. 6. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 7. Методические рекомендации для студентов по теме занятия. 8. Лекции по педиатрии.
Студент должен уметь: Рекомендуемая литература.
ü целенаправленно собрать анамнез и провести объективные обследования ребенка; ü выявить диагностические и дифференциально-диагностические критерии, а также возможные этиологические и патогенетические механизмы заболевания; ü провести дифференциальный диагноз ревматизма с инфекционно-аллергическим миокардитом, септическим эндокардитом, ревматоидным артритом; ü поставить диагноз согласно существующей классификации, установить степень активности и степень недостаточности кровообращения; ü составить план лечебных и профилактических мероприятий (первичных и вторичных); 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 5. Методические рекомендации для студентов по теме занятия.
Читайте также:  Как вывести жидкость из легких

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение: Ревматизм – это_______________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

2. Назовите четыре стадии дезорганизации соединительной ткани при ревматизме:

Мукоидное набухание

?

?

?

3. Закончите фразу: «Для детей на первых двух стадиях морфологически характерно выраженность неспецифического ….…………………….. компонента»

4. Дополните схему патогенеза ревматизма:

5.Приведите еще 2 примера развернутого клинического диагноза ревматизма:

Пример: Ревматизм II ст. Первичный ревмокардит. Полиартрит. Острое течение. НК I.

6. Перечислите 5 больших клинических критериев ревматизма:

7. Перечислите лабораторные критерии ревматизма:

Источник: megaobuchalka.ru

Методы диагностики и дифференциальный диагноз бронхиальной астмы

Диагностика бронхиальной астмы должна проводиться только опытным специалистом. Бронхиальная астма (БА) представляет собой хроническое воспаление дыхательных путей. Спровоцировать появление неприятных симптомов может пыльца растений, шерсть животных, погодные факторы, различные пищевые продукты, бактериальные и вирусные заболевания нижних и верхних дыхательных путей и некоторые лекарственные средства.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Диагностировать бронхиальную астму может врач-пульмонолог. В первую очередь врач выслушивает жалобы пациента и собирает анамнез. Для этих целей специалист спрашивает, нет ли у больного одышкаи или приступов удушья, возникающих после контакта с какими-либо аллергенами. Для прекращения таких приступов используются бронхолитики.

Постановка диагноза напрямую зависит от наличия или отсутствия у больного одышкаи по ночам. Для определения тяжести недуга учитывается частота ночных и дневных приступов. Врач обязательно узнает, были ли в роду у пациента родственники, которые страдали приступами бронхиальной астмы.

Врачом также учитывается сезонность заболевания. Дело в том, что астма зачастую дает о себе знать в определенное время года. Чаще всего приступы учащаются весной и летом, когда цветут растения.

Осмотр, пальпация, перкуссия

После сбора анамнеза и выслушивания жалоб пульмонолог проводит общий осмотр. Специалист обращает внимание на кожные покровы больного. Как определить бронхиальную астму по кожным покровам — достаточно распространенный вопрос. При данном заболевании на коже зачастую появляются аллергические высыпания в виде покраснений и бугорков.

После этого происходит выслушивание легких на наличие хрипов. При бронхиальной астме больной жалуется на громкие хрипы, удлиненный выдох и свистящее дыхание. Иногда наблюдается чувство страха, беспокойное поведение и побледнение кожных покровов лица.

Какие анализы обычно назначаются?

Как определить астму с помощью аллергической пробы, анализа крови и мокроты? Врачом проводятся аллергические пробы, которые подразумевают нанесение на кожные покровы небольшого количества экстрактов различных аллергенов. После этого медики наблюдают за реакцией кожи на эти аллергены. Если на ней появляются покраснения, то речь идет об аллергии.

Далее обязательно проводится анализ крови. Если в ходе исследования в крови обнаруживается очень много эозинофилов, то это указывает на появление аллергии. Еще врачами проводится определение антител в крови. При наличии вышеописанного заболевания чаще всего наблюдается повышенный уровень антител.

Диагностика астмы подразумевает исследование газового состава крови. При болезни (вне зависимости от ее тяжести) наблюдается уменьшение концентрации кислорода в крови и увеличение углекислого газа. Такие показатели явно указывают на развитие астмы.

При обследовании мокроты могут быть обнаружены особые элементы, в состав которых входит слизь и продукты распада эозинофилов. Выявить их можно с помощью микроскопа. Также при вышеописанном недуге увеличивается содержание эозинофилов в мокроте.

Другие методы диагностики

Как диагностировать астму с помощью рентгенографии грудной клетки — часто задаваемый вопрос. Врачи отмечают, что только с помощью рентгенографии грудной клетки определить наличие вышеописанного заболевания нельзя.

Такое исследование, как правило, проводится только для исключения других серьезных недугов, поражающих легкие.

Врачами проводится пикфлоуметрия, которая оценивает пиковую скорость выдоха. Если у пациента развилась бронхиальная астма, то данный показатель будет занижен. Для проведения такого исследования используется специальный препарат — пикфлоуметр. После глубокого вдоха пациент должен с силой выдохнуть в данный прибор. Скорость выдоха рассчитывается автоматически.

Методы диагностики бронхиальной астмы подразумевают спирометрию. Данный способ диагностики используется для определения скорости выдоха и объемов легких. Как и в предыдущем случае, для такого исследования применяется специально предназначенный для этих целей препарат.

Если диагноз бронхиальная астма сомнителен или нужно идентифицировать вещество, которое стало причиной появления неприятных симптомов, то врачами проводится провокационная ингаляционная проба. Для начала пульмонолог с помощью спирометрии измеряет объем воздуха, выдыхаемый с силой за 1 секунду. Как только данная величина будет измерена, больной вдыхает взвесь аллергена очень низкой концентрации. Примерно через четверть часа спирометрия повторяется (все результаты позже можно увидеть у доктора в таблице). Если объем форсированного воздуха после вдыхания провоцирующей смеси значительно снижен (более чем на 20%), то, скорее всего, астма вызвана именно этим аллергеном.

Читайте также:  Протокол реанимационных мероприятий при клинической смерти

Нередко причиной появления приступов являются усиленные физические нагрузки. В этом случае диагностика астмы проводится следующим образом: специалисты измеряют объем форсированного воздуха за 1 секунду (ОФВ) до и после физической нагрузки. Для этих целей используется велоэргометр или беговая дорожка. Если ОФВ снижается более чем на 25%, то недуг, скорее всего, провоцируется именно усиленными физическими нагрузками.

Дифференциальный диагноз бронхиальной астмы

Какова при бронхиальной астме дифференциальная диагностика? Для постановки окончательного диагноза надо обязательно исключить недуги, которые могут сопровождаться теми же симптомами, что и астма. Так, постоянный кашель является одним из главных симптомов хронического бронхита. Исключить хронический бронхит можно аллергенами, которые наносятся на кожные покровы. В отличие от бронхиальной астмы, при бронхите кожа никак не реагирует на воздействие используемых аллергенных веществ. Еще одно отличие данных заболеваний заключается в том, что при болезни наблюдаются приступы кашля, которые могут то появляться, то пропадать, а при окончании приступа выделяется мокрота. При хроническом бронхите кашель вообще не пропадает и сопровождается слизистыми и гнойными выделениями.

Дифференциальный диагноз бронхиальной астмы должен исключать трахеобронхиальную дискинезию. При данном заболевании приступы сильного кашля и удушья появляются после физической активности или во время смеха (при этом не наблюдается выделения мокроты). Хрип при трахеобронхиальной дискинезии не такой сильный, как при бронхиальной астме. Последней свойственны бронхоспазмы и бронхиальная обструкция, а трахеобронхиальной дискинезии — провисание главных бронхов и задней стенки трахеи.

Если подозревается такое заболевание, то дифференциальная диагностика бронхиальной астмы должна исключить опухоль легкого. Такие симптомы, как одышкаа и кашель, нередко сопровождают опухоли легких. С помощью кашлевого рефлекса больной организм пытается избавить дыхательные пути от мокроты. При данном заболевании одышкаа появляется как на выдохе, так и на вдохе. Хрипы присутствуют, но их нельзя услышать на расстоянии. Для их прослушивания врачом используется специальный прибор — фонендоскоп. Для подтверждения наличия опухоли в легких специалистами проводится бронхоскопическое исследование и рентгенография.

Диагноз бронхиальная астма ставится только после того, как будет исключена сердечная астма. Эти заболевания имеют несколько значимых отличий. Во-первых, сердечная астма развивается только как следствие заболеваний сердца. Бронхиальной астме предшествует аллергия или какие-либо болезни легких. Во-вторых, сердечная астма чаще всего поражает пожилых, а бронхиальная — молодых людей. В-третьих, сердечной астме свойственны влажные и «булькающие» хрипы, а бронхиальной — сухие и свистящие.

В настоящее время врачи знают, как диагностировать астму у больного в короткие сроки, чтобы не допустить осложнений и обеспечить своевременное начало лечения.

Лечение заболевания

Если ответ на вопрос, как определить бронхиальную астму, найден, то врачи приступают к лечению тяжелого недуга. Полностью избавиться от данного заболевания, к сожалению, в настоящее время нельзя.

Бронхиальная астма лечится базисными и симптоматическими препаратами. Действие базисных средств направлено на устранение аллергического воспаления в бронхах. Речь идет о глюкокортикоидных гормонах и кромонах. Базисные препараты назначаются для длительного приема, так как они не оказывают быстрого действия.

Симптоматические средства выписываются для восстановления бронхиальной проходимости и снятия брохоспазмов. Врачами назначаются бронходилататоры и бронхолитики. Такие лекарства приносят быстрый положительный эффект. Приступ удушья пропадает уже через несколько минут. Использовать симптоматические лекарства надо по потребности.

Каждый человек должен знать, как распознать астму. Несмотря на такие знания, ни в коем случае нельзя медлить с походом к врачу и заниматься самолечением. В некоторых случаях несерьезное отношение к своему здоровью может привести к очень печальным последствиям. Будьте здоровы!

Источник: medboli.ru

Заполните таблицу дифференциальной диагностики бронхиальной астмы с другими заболеваниями

Заболевание Критерий Бронхиальная астма Хронический бронхит Пневмония Бронхиолит
Возраст больного
Начало
Течение
Основные клинические проявления:
Температура
Наличие одышки, ее характер
Вынужденное положение
Состояние грудной клетки
Перкуторно
Пальпаторно
Аускультативно
Картина крови
Микроскопия мокроты
Рентген-ая картина

8. Составьте алгоритм неотложной терапии при приступе бронхиальной астмы***.

9. Заполните таблицу ступенчатой терапии бронхиальной астмы.

Течение: Ступень 1 Ступень 2 Ступень 3
Легкое Среднетяжелое Тяжелое
Базисная терапия (направлена на предотвращение приступа)
Противовоспали-тельная
Бронходилята-торы длительного применения
Читайте также:  Жидкость в сердечной сумке

10. Перечислите меры первичной и вторичной профилактики бронхиальной астмы.

11. Выпишите рецепты:

В) эуфиллин в растворе для в/в введения

12. Решите тесты для самопроверки знаний:

1. Какой тип аллергической реакции характерен для атопической формы бронхиальной астмы:

а) I тип (немедленный)

б) II тип (цитотоксический)

в) IV тип (замедленный)

2. При раздражении β2-адренорецепторов бронхов:

в) не изменяются

3. Приступный период бронхиальной астмы характеризуется:

б) свистящими хрипами

г) вынужденным положением тела

д) экспираторной одышкой

ж) чувством страха

з) мучительным сухим кашлем

и) откашливанием мокроты

4. В послеприступном периоде бронхиальной астмы в комплексном лечении назначают:

а) гипоаллергенную диету

г) массаж грудной клетки

ж) специфическую гипосенсибилизацию

5. Возбуждающее влияние на тонус бронхиального дерева оказывают системы: –

6.Наиболее высокая реактивность бронхов наблюдается:

а) в 4-6 часов утра

7. Возможные осложнения во время приступа бронхиальной астмы это:

а) деформация грудной клетки

б) ателектаз легких

г) подкожная эмфизема

д) хроническое легочное сердце

е) острая сердечная недостаточность

ж) асфиктический синдром

8. Для стадии декомпенсации астматическго состояния характерны:

а) потеря сознания

б) большое количество сухих и влажных хрипов

в) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах

е) острая сердечная недостаточность

з) диффузный цианоз кожи и слизистых

9. Для снятия приступа бронхиальной астмы применяют:

10. Астматическое состояние — это приступ бронхиальной астмы, длящийся более________ часов.

Эталоны ответов:

1. — а 2. — а 3. – б, г, д, ж, з 4. –а, б, г,ж, з 5. –а, в
6 -а 7- б,г,е,ж 8- б,д,е,ж 9-б,г 10 — 6

Тема:

«Острая ревматическая лихорадка у детей».

Базовые знания:

1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.

3. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детей.

4. Основные патоморфологические изменения при ревматизме.

5. Диагностические критерии степеней недостаточности кровообращения.

Студент должен знать: Рекомендуемая литература.
ü основные вопросы этиологии и патогенеза ревматизма, предрасполагающие факторы, ведущие к нарушению иммуногенеза; ü морфологические изменения соединительной ткани при ревматизме; ü особенности течения ревматизма у детей; ü клинические, лабораторные и инструментально-графические диагностические критерии ревматизма; ü классификацию ревматизма; ü основные принципы лечения и профилактики ревматизма у детей; 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Лекции по педиатрии. Пособие для студентов медицинских вузов п/ред. М.В.Эрман. СПб «Фолиант» 2001г. 4. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров’я, 1984. 6. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 7. Методические рекомендации для студентов по теме занятия. 8. Лекции по педиатрии.
Студент должен уметь: Рекомендуемая литература.
ü целенаправленно собрать анамнез и провести объективные обследования ребенка; ü выявить диагностические и дифференциально-диагностические критерии, а также возможные этиологические и патогенетические механизмы заболевания; ü провести дифференциальный диагноз ревматизма с инфекционно-аллергическим миокардитом, септическим эндокардитом, ревматоидным артритом; ü поставить диагноз согласно существующей классификации, установить степень активности и степень недостаточности кровообращения; ü составить план лечебных и профилактических мероприятий (первичных и вторичных); 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 5. Методические рекомендации для студентов по теме занятия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение: Ревматизм – это_______________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

2. Назовите четыре стадии дезорганизации соединительной ткани при ревматизме:

Мукоидное набухание

?

?

?

3. Закончите фразу: «Для детей на первых двух стадиях морфологически характерно выраженность неспецифического ….…………………….. компонента»

4. Дополните схему патогенеза ревматизма:

5.Приведите еще 2 примера развернутого клинического диагноза ревматизма:

Пример: Ревматизм II ст. Первичный ревмокардит. Полиартрит. Острое течение. НК I.

6. Перечислите 5 больших клинических критериев ревматизма:

7. Перечислите лабораторные критерии ревматизма:

Источник: megaobuchalka.ru